Благополучие и развитие детей во время COVID-19

15.05.2025
19 просмотров

Введение

Благополучие — это термин, используемый как синоним множества концепций, включая самооценку, самодостаточность, самодетерминацию, устойчивость, качество жизни, улучшение настроения, позитивное психическое здоровье, удовлетворенность жизнью и целостность бытия. Он разнообразно связан с положительным и отрицательным эмоциональным состоянием, качеством жизни, счастьем, личностным ростом и процветанием, способностями, принятием себя, позитивными взаимоотношениями и автономией [1] [2]. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет благополучие как «оптимальное состояние здоровья отдельных людей и групп» и выражается это как «позитивный подход к жизни»[3] . Согласно ВОЗ, благополучие имеет две основные задачи: достижение физического, психологического, социального, духовного и экономического потенциала каждого человека и выполнение их ожиданий в семье, обществе, месте поклонения, на рабочем месте и в других условиях. Дети и подростки, как правило, здоровы и не требуют особого медицинского ухода помимо регулярных осмотров и прививок. Однако, психическое здоровье очень важно для детей и подростков[1].

COVID-19 вызывается коронавирусом, который может привести к острому респираторному расстройству у людей и передаваться через респираторные капли и контактные пути. 11 марта 2020 года ВОЗ объявила его глобальной пандемией вируса [4]. Глобальная пандемия COVID-19 принесла множество вызовов в жизнь людей, включая карантин и другие меры социального дистанцирования, принятые для предотвращения быстрого распространения инфекции и серьезной болезни или смерти [5]. Масштаб и охват этой пандемии беспрецедентны и сопровождаются экономическими, медицинскими и образовательными нарушениями, которые будут иметь длительное воздействие на развитие молодежи [6].

[7]

Медицинские проблемы, прямо или косвенно связанные с Covid-19

Многие люди, особенно молодые дети и подростки, испытывают негативные последствия Covid-19 в результате правил и профилактических мер, введенных в различных странах. Отчеты из опросов в некоторых странах, таких как США, показывают, что более трети родителей детей младше 6 лет сообщили о задержке визитов к врачу [8]. Среди группы риска также находятся положительные на ВИЧ беременные женщины и женщины в послеродовом периоде, главным образом в странах Африканского региона к югу от Сахары, у которых прерывается снабжение антиретровирусными препаратами, из-за чего их младенцы подвергаются риску вертикальной передачи ВИЧ. Более того, прерывания в графике вакцинации, болезни и госпитализация также влияют на здоровье, питание и благосостояние детей. Поскольку критически важные ресурсы из системы первичной помощи перенаправляются для борьбы с пандемией, сектор здравоохранения и его пациенты продолжат находиться в опасности.

Экономические последствия

В нескольких исследованиях родители сообщали о финансовых трудностях, зачастую вызванных тем, что один или оба родителя теряли работу в результате приказа оставаться дома или мирового финансового кризиса.[5] Родители постоянно беспокоятся о платежах, связанных с продуктами питания, школьными сборами, арендой, автомобилями, медицинскими расходами, ежедневными расходами и т.д.

Психологические эффекты

Пандемия COVID-19 может усугубить существующие проблемы психического здоровья и привести к большему количеству случаев среди детей и подростков из-за уникальной комбинации кризиса общественного здравоохранения, социальной изоляции и экономического спада[1]. Научное сообщество все чаще сообщает о потенциальных эффектах на благополучие детей и их психическое здоровье по нескольким причинам, среди которых тревожность и стресс, связанные с закрытием школ. Также было показано, что социальные нарушения, вызванные пандемией, связаны с повседневными стрессорами, которые влияют на качество отношений между родителями или опекунами; родителями и их детьми, а также отношениями между братьями и сестрами [9]. Исследования COVID-19, опубликованные в начале пандемии, указывали на чувствительный уровень психологических проблем и симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у некоторых школьников, подростков и молодых взрослых в Китае, а также на определенные модели поведения, начиная от избегания болезни и осуждения, до повышенной тревожности и симптомов депрессии среди североамериканских подростков в возрасте от 13 до 18 лет [6].

Образовательные эффекты

Поддержка, которую получали дети и подростки, была поставлена под угрозу из-за всех стресс-факторов и неопределенностей, с которыми сталкиваются их родители или опекуны в период пандемии. Дети и подростки испытывают нарушения, связанные не только с закрытием школ, но и с работой и экономическими обстоятельствами их родителей; снижение количества учеников в классе; сокращение доступности ухода за детьми младшего возраста, а также управлением школ и учителей внезапным переходом молодежи школьного возраста на онлайн-обучение [6]. Поскольку повседневная жизнь многих семей была серьезно нарушена, некоторые работающие родители и опекуны борются за нахождение баланса между своей удаленной работой и необходимой помощью своим детям в процессе онлайн-обучения. Несколько школ и детей также сталкиваются с отсутствием интернет-соединения и/или подходящих учебных материалов для участия в онлайн-обучении. Среди других проблем можно отметить недостаточную подготовку к дистанционному обучению, так как ни у учителей, ни у опекунов нет должной подготовки для удовлетворения образовательных нужд маленьких детей на расстоянии. Молодые дети, привыкшие к очной системе обучения [12]. Более того, дети лишены как социальных, так и когнитивных стимулов за пределами дома из-за закрытия школ и отсутствия общения с расширенной семьей и друзьями [8]. Исследования на детях от 3 до 18 лет в Италии и Испании показали негативные эффекты карантина на молодежь, когда родители сообщали об изменениях в эмоциональном состоянии своих детей с следующими возникающими симптомами: трудности с концентрацией, скука, раздражительность, беспокойство и нервозность [5].

Физические эффекты

Вспышка вируса COVID-19 привела к значительным изменениям в повседневной жизни детей, молодежи и их семей, причем конкретные рекомендации и ограничения варьируются в разных странах и внутри них. Во многих странах введены ограничения, требующие физического дистанцирования, ограничения общественных и социальных собраний и взаимодействий, а также использования спортивных площадок и парков [4]. С учетом того, что многие дети посещают онлайн-занятия, возможности для занятий спортом и достижения рекомендуемого уровня физической активности сократились.

Что можно рекомендовать?

  1. Услуги телементальной медицины для поддержки благополучия и здоровья детей и подростков, так как они показали себя столь же эффективными, как и очные услуги.
  2. Обучение учителей для приобретения базовых навыков решения проблем психического здоровья и травм.
  3. Наблюдение за беременными/матерями для предотвращения проблем, таких как преждевременные роды или увеличение перинатальных осложнений.
  4. Пропаганда здорового образа жизни на всех уровнях для предотвращения роста заболеваний, таких как ожирение, НИЗ (неинфекционные заболевания).
  5. Радио, телевидение, цифровые и основанные на приложениях программы обучения для детей младшего возраста для решения проблем психического здоровья.
  6. Поддержка психосоциальных вмешательств на уровне сообщества.
  7. Экономическая помощь в виде предоставления продуктовой помощи и программ денежных переводов для поддержки бизнеса.
  8. Создание коммуникационных стратегий на основе сетей для изолированных сообществ или маргинализированных групп, таких как люди с ограниченными возможностями, иммигранты, беженцы, жертвы расизма и др.
  9. Увеличение возможностей для повышения уровня физической активности через активные игры на свежем воздухе, ходьбу, езду на велосипеде, с соблюдением ограничений по здравоохранению.
  10. Организация семейных мероприятий или проба новых досуговых увлечений для уменьшения времени, проводимого перед экранами и других сидячих видов деятельности.
  11. Обучение родителей/опекунов использованию различных технологий и платформ для дистанционного обучения.
[13]

Ссылки

  1. 1.0 1.1 1.2 Golberstein E, Wen H, Miller BF. Coronavirus disease 2019 (COVID-19) and mental health for children and adolescents. JAMA pediatrics. 2020 Sep 1;174(9):819-20.
  2. Louise Mansfield, Norma Daykin & Tess Kay (2020) Досуг и благополучие, Leisure Studies, 39:1, 1-10. DOI: 10.1080/02614367.2020.1713195
  3. Что такое здоровье и благополучие? Из: https://www.medicinenet.com/what_is_health_and_wellness/article.htm ( Дата обращения, 10/5/2021)
  4. 4.0 4.1 Moore, S.A., Faulkner, G., Rhodes, R.E., Brussoni, M., Chulak-Bozzer, T., Ferguson, L.J., Mitra, R., O’Reilly, N., Spence, J.C., Vanderloo, L.M. и Tremblay, M.S., 2020. Влияние вспышки вируса COVID-19 на движение и игровое поведение канадских детей и молодежи: национальный опрос. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, 17(1), стр.1-11.
  5. 5.0 5.1 5.2 Neece C, McIntyre LL, Fenning R. Изучение воздействия COVID‐19 на этнически разнообразные семьи с маленькими детьми с умственными и развивающимися нарушениями. Journal of Intellectual Disability Research. 2020 Окт; 64(10):739-49.
  6. 6.0 6.1 6.2 Benner AD, Mistry RS. Развитие ребенка во время пандемии COVID‐19 через призму теории жизненного пути. Child Development Perspectives. 2020 Дек; 14(4):236-43.
  7. CNBC #CNBCTV. Рассмотрение долгосрочных последствий COVID-19 для психического здоровья. Доступно из: https://www.youtube.com/watch?v=f4gBmOxtIzA [последний доступ 10/5/2021]
  8. 8.0 8.1 Yoshikawa, H., Wuermli, A.J., Britto, P.R., Dreyer, B., Leckman, J.F., Lye, S.J., Ponguta, L.A., Richter, L.M. и Stein, A., 2020. Влияние глобальной пандемии коронавирусной болезни 2019 на раннее развитие ребенка: краткосрочные и долгосрочные риски и меры политики и программ по снижению последствий. The Journal of pediatrics, 223, стр.188-193.
  9. Prime H, Wade M, Browne DT. Риск и устойчивость к благополучию семьи во время пандемии COVID-19. American Psychologist. 2020 Май 21.
  10. Child Trends. 10 способов поддержать эмоциональное благополучие детей во время COVID-19. Доступно из: http://www.youtube.com/watch?v=vBdtb883nbA [последний доступ 9/5/2021]
  11. Demystifying Medicine. Психическое здоровье детей во время пандемии COVID -19. Доступно из: http://www.youtube.com/watch?v=HYanhlwD778 [последний доступ 9/5/2021]
  12. Julia T. Atiles , Mayra Almodóvar , Aleida Chavarría Vargas , Maria J. A. Dias & Irma M. Zúñiga León (2021) Международные реакции на COVID-19: проблемы, с которыми сталкиваются специалисты раннего детства, European Early Childhood Education Research Journal, 29:1, 66-78, DOI: 10.1080/1350293X.2021.1872674
  13. Sanctuary. Пять путей к благополучию - повышение психического благополучия. Доступно из: http://www.youtube.com/watch?v=_gJ5V525SCk [последний доступ 10/5/2021]

Образовательные эффекты

Поддержка, которую получают дети и подростки, находится под угрозой из-за всех стрессоров и неопределенности, с которыми их родители или опекуны сталкиваются во время пандемии. Дети и подростки сталкиваются с нарушениями не только в связи с закрытием школ, но также с работой и экономическими условиями их родителей; сокращение количества учеников в классе; сокращение доступа маленьких детей к дошкольному образованию, а также учителя и школы, организующие резкий переход детей школьного возраста на онлайн-обучение [6]. Поскольку многие семейные распорядки были серьезно нарушены; некоторые работающие родители и опекуны борются за баланс между удаленной работой и необходимой помощью своим детям во время онлайн-обучения. Несколько школ и детей также сталкиваются с отсутствием подключения к интернету и/или подходящих образовательных материалов для участия в онлайн-обучении. Среди прочих проблем, существует нехватка подготовки к дистанционному обучению, так как учителя и опекуны не имеют соответствующей подготовки для удовлетворения образовательных потребностей маленьких детей на расстоянии. Маленькие дети, привыкшие к системе обучения с личным присутствием [12]. Более того, дети лишены как социального, так и когнитивного стимулирования за пределами своих домов из-за закрытия школ и отсутствия обмена с расширенными семьями и друзьями [8]. Исследования, проведенные у детей в возрасте от 3 до 18 лет в Италии и Испании, показали негативные эффекты карантина на молодежь, где родители сообщили о изменениях в эмоциональном состоянии их ребенка с такими симптомами: трудности с концентрацией, скука, раздражительность, беспокойство и нервозность [5].

Физические последствия

Вспышка вируса COVID-19 привела к значительным изменениям в повседневной жизни детей, молодежи и их семей, при этом конкретные рекомендации и ограничения варьируются как в пределах, так и между странами. Во многих странах введены ограничения, требующие соблюдения физической дистанции и ограничения общественных и социальных собраний и взаимодействий, использования спортивных и игровых площадок и парков [4]. Поскольку многие дети посещают занятия онлайн, возможности для физической активности и достижения рекомендованных уровней физической активности уменьшились.

Что можно рекомендовать?

  1. Телементальные службы для поддержки благополучия и здоровья детей и подростков, поскольку они показаны столь же эффективными, как и очные услуги.
  2. Обучение учителей для приобретения базовых навыков для решения вопросов психического здоровья и травмы.
  3. Сопровождение матерей и беременных для предотвращения проблем, таких как преждевременные роды или увеличенные перинатальные осложнения.
  4. Продвижение здоровья на всех уровнях для предотвращения увеличения вероятности заболеваний, таких как ожирение и НИЗ (несколькие инфекционные заболевания).
  5. Программы обучения по радио, телевидению, цифровым платформам и приложениям для маленьких детей для решения проблем психического здоровья.
  6. Поддержка психосоциальных вмешательств, основанных на сообществе.
  7. Экономическая помощь в виде срочного обеспечения продовольствием и программ денежных переводов для стимулирования бизнеса.
  8. Создание сетевых коммуникационных стратегий для изолированных сообществ или маргинализированных групп, таких как люди с ограниченными возможностями, иммигранты, беженцы, жертвы расизма и т.д.
  9. Увеличение возможностей для увеличения уровня физической активности через активные игры на свежем воздухе, прогулки, езду на велосипеде при соблюдении ограничений общественного здравоохранения.
  10. Создание семейных мероприятий или проба новых хобби для уменьшения времени, проводимого за экранами и другими сидячими занятиями.
  11. Обучение родителей/опекунов использованию различных технологических инструментов и платформ, используемых для дистанционного обучения.
[13]

Ссылки

  1. 1.0 1.1 1.2 Golberstein E, Wen H, Miller BF. Коронавирусная болезнь 2019 (COVID-19) и психическое здоровье детей и подростков. JAMA педиатрия. 2020, 1 сен.;174(9):819-20.
  2. Луиза Мэнсфилд, Норма Дейкин и Тесс Кей (2020) Досуг и благополучие,Исследования досуга, 39:1, 1-10. DOI: 10.1080/02614367.2020.1713195
  3. Что такое здоровье и благополучие? Из: https://www.medicinenet.com/what_is_health_and_wellness/article.htm (Доступно, 05.10.2021)
  4. 4.0 4.1 Мур, С.А., Фолкнер, Г., Роудс, Р.Е., Брюссони, М., Чулак-Боззер, Т., Фергюсон, Л.Й., Митра, Р., О’Рейли, Н., Спенс, Дж.С., Вандерлоо, Л.М. и Тремблай, М.С., 2020. Влияние вспышки вируса COVID-19 на двигательные и игровые привычки канадских детей и молодежи: национальное исследование. Международный журнал поведенческого питания и физической активности, 17(1), стр.1-11.
  5. 5.0 5.15.2 Neece C, McIntyre LL, Fenning R. Изучение влияния COVID‐19 на этнически разнообразные семьи с маленькими детьми с интеллектуальными и развивающимися нарушениями. Journal of Intellectual Disability Research. 2020 Oct; 64(10):739-49.
  6. 6.0 6.1 6.2 Benner AD, Mistry RS. Развитие ребенка в период пандемии COVID‐19 через призму теории жизненного пути. Child Development Perspectives. 2020 Dec; 14(4):236-43.
  7. CNBC #CNBCTV. Рассмотрение долгосрочных последствий COVID-19 для психического здоровья. Доступно на: https://www.youtube.com/watch?v=f4gBmOxtIzA [последний доступ 05.10.2021]
  8. 8.0 8.1 Yoshikawa, H., Wuermli, A.J., Britto, P.R., Dreyer, B., Leckman, J.F., Lye, S.J., Ponguta, L.A., Richter, L.M. и Stein, A., 2020. Влияние глобальной пандемии коронавирусной болезни-2019 на развитие детей раннего возраста: краткосрочные и долгосрочные риски и действия по программной и политической адаптации. The Journal of Pediatrics, 223, стр.188-193.
  9. Prime H, Wade M, Browne DT. Риски и устойчивость в благополучии семей в период пандемии COVID-19. American Psychologist. 2020 May 21.
  10. Child Trends. 10 способов поддержки эмоционального благополучия детей во время COVID-19. Доступно на: http://www.youtube.com/watch?v=vBdtb883nbA [последний доступ 05.09.2021]
  11. Demystifying Medicine. Психическое здоровье детей во время пандемии COVID-19. Доступно на: http://www.youtube.com/watch?v=HYanhlwD778 [последний доступ 05.09.2021]
  12. Julia T. Atiles , Mayra Almodóvar , Aleida Chavarría Vargas , Maria J. A. Dias & Irma M. Zúñiga León (2021) Международные реакции на COVID-19: вызовы, с которыми сталкиваются профессионалы в области раннего детства, European Early Childhood Education Research Journal, 29:1, 66-78, DOI: 10.1080/1350293X.2021.1872674
  13. Sanctuary. Пять способов улучшения психического благополучия. Доступно на: http://www.youtube.com/watch?v=_gJ5V525SCk [последний доступ 05.10.2021]

Что можно рекомендовать?

  1. Теlemental health услуги для поддержки благополучия и здоровья детей и подростков, которые показывают такую же эффективность, как и услуги в личном присутствии.
  2. Обучение учителей основным навыкам для решения вопросов психического здоровья и травм.
  3. Контроль за матерью/беременностью для предотвращения таких проблем, как преждевременные роды или увеличение перинатальных осложнений.
  4. Продвижение здоровья на всех уровнях для предотвращения увеличения вероятности таких заболеваний, как ожирение, неинфекционные заболевания.
  5. Радио, телевидение, цифровые и обучающие программы на базе приложений для маленьких детей для решения вопросов психического здоровья.
  6. Поддержка психосоциальных вмешательств, основанных на общине.
  7. Экономическая помощь в виде экстренной продовольственной помощи и программ денежной помощи для поддержки бизнеса.
  8. Создание стратегий коммуникации, основанных на сети, для изолированных общин или маргинализированных групп, таких как люди с ограниченными возможностями, иммигранты, беженцы, жертвы расизма и т.д.
  9. Увеличить возможности для повышения уровня физической активности за счет активных игр на свежем воздухе, ходьбы, езды на велосипеде, соблюдая ограничения общественного здравоохранения.
  10. Создавать семейные мероприятия или пробовать новые досуговые хобби для уменьшения времени, проводимого за экраном и другими сидячими занятиями.
  11. Обучение родителей/опекунов использованию различных технологий и платформ, используемых для дистанционного обучения.
[13]

Ссылки

  1. 1.0 1.1 1.2 Golberstein E, Wen H, Miller BF. Коронавирусная болезнь 2019 (COVID-19) и психическое здоровье детей и подростков. JAMA pediatrics. 2020 Sep 1;174(9):819-20.
  2. Louise Mansfield, Norma Daykin & Tess Kay (2020) Досуг и благополучие, Leisure Studies, 39:1, 1-10. DOI: 10.1080/02614367.2020.1713195
  3. Что такое здоровье и благополучие? Из: https://www.medicinenet.com/what_is_health_and_wellness/article.htm (дата обращения: 05.10.2021)
  4. 4.0 4.1 Moore, S.A., Faulkner, G., Rhodes, R.E., Brussoni, M., Chulak-Bozzer, T., Ferguson, L.J., Mitra, R., O’Reilly, N., Spence, J.C., Vanderloo, L.M. и Tremblay, M.S., 2020. Влияние вспышки вируса COVID-19 на поведение в отношении движения и игр у канадских детей и молодежи: национальный опрос. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, 17(1), стр. 1-11.
  5. 5.05.1 5.2 Neece C, McIntyre LL, Fenning R. Исследование влияния COVID‐19 на этнически разнообразные семьи с маленькими детьми с интеллектуальными и развивающими нарушениями. Journal of Intellectual Disability Research. 2020 Окт; 64(10):739-49.
  6. 6.0 6.1 6.2 Benner AD, Mistry RS. Развитие ребенка во время пандемии COVID‐19 через призму теории жизненного пути. Child Development Perspectives. 2020 Дек; 14(4):236-43.
  7. CNBC #CNBCTV. Рассмотрение долгосрочных последствий COVID-19 на психическое здоровье. Доступно на: https://www.youtube.com/watch?v=f4gBmOxtIzA [последнее обращение 10/5/2021]
  8. 8.0 8.1 Yoshikawa, H., Wuermli, A.J., Britto, P.R., Dreyer, B., Leckman, J.F., Lye, S.J., Ponguta, L.A., Richter, L.M. и Stein, A., 2020. Влияние глобальной пандемии коронавирусной болезни-2019 на развитие в раннем детстве: краткосрочные и долгосрочные риски и смягчающие программы и политические действия. The Journal of pediatrics, 223, стр.188-193.
  9. Prime H, Wade M, Browne DT. Риски и устойчивость семейного благополучия во время пандемии COVID-19. American Psychologist. 2020 Май 21.
  10. Child Trends. 10 способов поддержать эмоциональное благополучие детей во время COVID-19. Доступно на: http://www.youtube.com/watch?v=vBdtb883nbA [последнее обращение 9/5/2021]
  11. Demystifying Medicine. Психическое здоровье детей во время пандемии COVID-19. Доступно на: http://www.youtube.com/watch?v=HYanhlwD778 [последнее обращение 9/5/2021]
  12. Julia T. Atiles , Mayra Almodóvar , Aleida Chavarría Vargas , Maria J. A. Dias & Irma M. Zúñiga León (2021) Международные реакции на COVID-19: вызовы, с которыми сталкиваются профессионалы раннего детства, European Early Childhood Education Research Journal, 29:1, 66-78, DOI: 10.1080/1350293X.2021.1872674
  13. Sanctuary. Пять способов улучшить психическое благополучие. Доступно на: http://www.youtube.com/watch?v=_gJ5V525SCk [последнее обращение 10/5/2021]

Вопросы и комментарии