Описание/Определение
Латеральный Эпикондилит, также известный как «локоть теннисиста», является одним из наиболее распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата верхней конечности, вызывающих боль и дисфункцию в локте[1]. Это состояние часто характеризуется болью и болезненностью в области латерального эпикондила локтя и, по оценкам, затрагивает 1-3% населения, в основном средний возраст как мужчин, так и женщин[1][2]. Несмотря на название «локоть теннисиста», только 5% – 10% пострадавших на самом деле занимаются теннисом[3]. Большинство травм происходит при занятиях ручным трудом, связанных с повторяющимися движениями верхней конечности[3].
Патология/Механизм травмы
Латеральный эпикондилит первоначально был классифицирован как воспалительный процесс, особенно на начальной стадии травмы[1][4]. Однако гистология показала, что латеральный эпикондилит на самом деле является формой тендиноза; дегенеративный процесс сухожилия[1][4]. Это состояние связано с повторяющейся микротравмой разгибательного сухожилия, прикрепленного к латеральной эпикондильной области плечевой кости, в первую очередь на короткий разгибатель запястья (ECRB), который является наиболее затронутой мышцей[1]. Супинатор и другие разгибатели запястья, включая длинный разгибатель запястья, общий разгибатель пальцев, разгибатель мизинца и локтевой разгибатель запястья, также могут быть вовлечены[1][4]. Боль обычно вызвана перегрузкой разгибательных сухожилий из-за постепенного увеличения силы[4]. С увеличением силы, прикладываемой к сухожилиям, сухожилия начинают растягиваться и увеличивается нагрузка на разгибательные сухожилия, прикрепленные к латеральному эпикондилю[4]. Избыточное напряжение может вызвать микротравмы, приводящие к микроповреждениям в месте прикрепления[4]. Без надлежащего отдыха и восстановления, а также при чрезмерном использовании разгибателей, могут возникнуть множественные микротравмы, которые в конечном итоге приводят к дегенерации сухожилий, известной как тендиноз[4]. В результате, боль является общим симптомом и варьируется от периодической и слабой боли до постоянной и сильной боли[4].
Деятельность, связанная с ручным трудом
Латеральный эпикондилит был зафиксирован как причина боли в области латерального эпикондила плечевой кости, вовлекающей разгибатели предплечья, а также при наличии прямой/косвенной болезненности над латеральным участком, обычно вызванной сопротивлением разгибанию запястья или 3го пальца[1][2][4]. Установлено, что он коррелирует с различными деятельностями ручного труда, подверженными высоким физическим нагрузкам, силовым и повторяющимся действиям, а также экстримальным неестественным позам рук и предплечий[3][5][6]. Исследования показали, что профессиональные физические факторы, включая повторяющиеся движения рук и запястий, подъем тяжелых нагрузок > 5 кг, действия, требующие высокой силы сжатия рукой, и использование вибрирующих инструментов, представляют риск для латерального эпикондилита [6][7]. Как правило, самые высокие показатели частоты латерального эпикондилита обнаруживаются в профессиях, связанных с большими физическими нагрузками и высокими требованиями к верхней конечности, таких как механики, мясники, маляры, строители и т. д.[5][8]. Работники, подверженные высокими физическими нагрузками, особенно работники, занимающиеся ручным трудом, требующим повторяющихся или постоянных движений локтя или запястья и подъемов, имеют более высокий риск развития латерального эпикондилита по сравнению с работниками, без таких физических требований[6]. Другие исследования, проведенные на активных работниках из разных производственных мест (например, электроника, автомобильная промышленность, медицина, здравоохранение), показали, что работники, подверженные длительным силовым нагрузкам (> 5 раз/мин), и супинации предплечья > 45 градусов, проявляют симптомы латерального эпикондилита[5]. Изменения в физических факторах риска могут помочь уменьшить или предотвратить риск МКО верхней конечности[7].
Деятельность в сфере немануального труда (Использование компьютера)
Латеральный эпикондилит может также встречаться в работах, не связанных с ручным трудом, таких как офисная работа[9]. Исследования показали, что из-за повторяющихся действий, связанных с использованием компьютера, набором текста и удержанием/сжатием мыши в течение длительного времени, может возникнуть напряжение в разгибателях предплечья и привести к боли в локте[9]. Общие факторы риска для этого типа работы часто связаны с увеличением продолжительности использования мыши и клавиатуры и неудобной позой, включающей увеличенное разгибание запястья и размещение клавиатуры выше уровня локтя[10][11][12].
Недавние исследования показывают, что правильные эргономические рабочие места могут способствовать снижению мышечного напряжения в разгибателях предплечья и уменьшить риск латерального эпикондилита[11][12]. Использование регулируемых рабочих стульев, увеличение частоты перерывов в работе, использование опор для рук и практика правильной осанки — все это хорошие методы для предотвращения МСП верхних конечностей и снижения боли[9][10]. Недавние исследования заключают, что использование широкой опоры для клавиатуры по сравнению с узкой опорой для клавиатуры (менее 7,5 см) может помочь в снижении относительной высоты выше локтя, что, в свою очередь, снижает разгибание запястья и возможные риски нарушений локтя[10][11]. Работники, использующие клавиатуры, расположенные на расстоянии 12 см от края стола и имеющие нейтральную осанку запястья при использовании мыши, представлены меньшими рисками развития нарушений руки/руки по сравнению с работниками, использующими клавиатуры более 3,5 см от края стола и наклоняют свое запястье при использовании мыши более чем на 5 градусов[11]. Без надлежащего отдыха и продолжения повторяющихся движений руки, запястья и предплечья в конечном итоге произойдет перегрузка сухожилия, что вызовет воспаление и боль в локте[9].
Многие из этих профессиональных случаев часто приводят как минимум к одному другому МСП верхней конечности плеча, руки или запястья наряду с латеральным эпикондилитом. Утверждается, что латеральный эпикондилит не только влияет на локоть или область предплечья, но и на соседние области тела плеча, рук и запястий из-за повторяющегося и напряженного использования верхней конечности[5].
Опытные против Неопытных Теннисистов
Хотя латеральный эпикондилит называют «теннисный локоть», это состояние может быть обычным и в других ракеточных видах спорта, связанных с напряженным использованием верхних конечностей и повторяющимися движениями руки[13]. Однако также считается, что половина всех теннисистов в какой-то момент испытывает теннисный локоть[14]. Теннисисты преимущественно используют разгибатели запястья во всех ударных действиях (например, подача, форхенд и одноручный и двойной бекхенд-удары), что может объяснять причину этого состояния[15][16]. Все удары включают разгибатели запястья, преимущественно мышцу ECRB, которая демонстрирует высокую активность в течение ударных действий, особенно в фазе ускорения перед ударом ракетки о мяч[16][17]. Высокая активность разгибателей запястья, а также высокая сила и высокая скорость в локте могут увеличивать напряжение в области локтя, что может быть причиной симптомов этого состояния[15][16][18]. Факторы, такие как опыт игрока, способности игрока, тип ракетки и механика ударов могут играть роль в риске развития латерального эпикондилита[14]. Неопытные/начинающие игроки имеют большую вероятность развития латерального эпикондилита на основе неправильных техник ударов по сравнению с опытными/профессиональными теннисистами[14]. В ходе одноручного удара с бэкхэндом, опытные игроки, как правило, бьют по мячу с гиперразгибанием запястья (~23 градуса от нейтрального положения) и продолжают держать запястье в разгибании во время удара[17][19]. Однако начинающие игроки ударяют по мячу с согнутым запястьем (~13 градусов), и сохраняют согнутое положение запястья после удара[17][19]. Эти результаты показывают, что опытные игроки активируют концентрические (сокращающиеся) конторы разгибателей запястья во время удара, а начинающие игроки контрактируют эксцентрически (удлиняют)[17]. Поскольку запястье повторяется в согнутом положении, разгибатели запястья быстро растягиваются, что в конечном итоге приводит к перегрузке сухожилия и ухудшению состояния прикрепленных к латеральному эпикондилу сухожилий[17][19]. Поскольку эксцентрические сокращения более распространены при травмах мышц, начинающие игроки подвержены большему риску развития латерального эпикондилита из-за эксцентрических сокращений разгибателей предплечья[17]. Поскольку разгибатели запястья уже удлинены из-за согнутого положения запястья у начинающих игроков, разгибатели могут растянуться за пределы плато соотношения длина-напряжение. В результате, воздействие высоких нагрузок от удара ракетки по мячу на соединительную ткань разгибателей может привести к травме[17].
Двойной удар с бэкхэндом против одноручного удара с бэкхэндом
Исследования также предполагают, что двойной удар с бэкхэндом предпочтительнее одноручного удара с бэкхэндом, благодаря поддерживающей руке (не доминирующей), которая может помогать доминирующей руке в передаче энергии на другую руку[20]. Исследования показывают, что игроки, выполняющие двойной удар с бэкхэндом, реже развивают латеральный эпикондилит[20]. Доминирующая рука в двойном ударе с бэкхэндом проявляет большую пронатцию, чем в одноручном ударе с бэкхэндом[20]. Мышца пронаторного тереса демонстрирует большую активность во время фазы ускорения и может предоставлять биомеханическое преимущество в снижении риска травмы[20]. Поскольку доминирующая рука делит ракетку, недоминирующая рука может вызывать больший поворот, когда ракетка движется вперед, что создаст большую пронатцию доминирующей руки[20]. Поскольку рука более пронатирована, связки локтя намного туже в этом положении, обеспечивая большую стабильность и силу руки, и позволяя силам передаваться на локоть вместо того, чтобы поглощаться тканями локтя[20]. Поскольку в одноручном ударе отсутствует поддержка недоминирующей руки, может наблюдаться положение «ведущего локтя» доминирующей руки, что видно при неправильных техниках ударов[20]. В результате рука менее пронатирована, что позволяет большей рассибе связкам латерального локтя, увеличивая риск травмы[20].
Основываясь на этих выводах, считается, что игроки, использующие двойной удар с бэкхэндом, а также практикующие правильные техники ударов, могут извлечь пользу из предотвращения МСП верхних конечностей и латерального эпикондилита[17][19][20].
Резюме
- Латеральный эпикондилит является распространённым заболеванием верхних конечностей у спортсменов и в рабочих видах деятельности
- Задействует разгибатели предплечья, главным образом короткий лучевой разгибатель запястья (ECRB)
- Характеризуется болью и чувствительностью в области латерального эпикондила плечевой кости
- Вызывается микро-травмами сухожилий разгибателей из-за повторяющихся движений верхних конечностей
- Часто встречается в физически более интенсивных видах деятельности, связанных с постоянным сгибанием/разгибанием локтя, супинацией предплечья, тяжелыми подъёмами, сгибаниями/скручиваниями запястья и длительными усилиями
- Часто встречается в работах, не связанных с физическим трудом (например, офисные работы), когда используется мышь и клавиатура продолжительное время и в напряжённых позах
- Изменения или доработка рабочих мест, перерывы и использование опор для рук могут помочь снизить риск латерального эпикондилита (LE)
- У новичков в теннисе чаще развивается латеральный эпикондилит по сравнению с опытными игроками из-за неправильной техники ударов
- Новички эксцентрически сокращают разгибатели предплечья, в то время как опытные игроки концентрически сокращают разгибатели
- Двуручные удары по мячу предпочтительнее одиночных
- Правильная техника ударов может помочь снизить риск латерального эпикондилита
Ссылки
- ↑ 1.0 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 Ma KL, Wang HQ. Управление латеральным эпикондилитом: обзор литературы. Pain Research and Management. 2020 May 5;2020
- ↑ 2.0 2.1 Haahr JP, Andersen JH. Физические и психосоциальные факторы риска латерального эпикондилита: популяционное исследование. Occupational and Environmental Medicine. 2003 May 1;60(5):322-9.
- ↑ 3.0 3.1 3.2 Cohen M, da Rocha Motta Filho G. Латеральный эпикондилит локтя. Revista Brasileira de Ortopedia (English Edition). 2012 Jul 1;47(4):414-20.
- ↑ 4.0 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 Vaquero-Picado A, Barco R, Antuña SA. Латеральный эпикондилит локтя. EFORT Open Reviews. 2016 Nov;1(11):391-7.
- ↑ 5.0 5.1 5.2 5.3Fan ZJ, Silverstein BA, Bao S, Bonauto DK, Howard NL, Spielholz PO, Smith CK, Polissar NL, Viikari‐Juntura E. Количественные отношения доза-ответ между физической нагрузкой и распространенностью латерального эпикондилита в рабочей популяции. American journal of industrial medicine. 2009 Jun;52(6):479-90.
- ↑ 6.0 6.1 6.2 Herquelot E, Bodin J, Roquelaure Y, Ha C, Leclerc A, Goldberg M, Zins M, Descatha A. Факторы профессионального риска латерального эпикондилита и других причин боли в локте в рабочей популяции. American journal of industrial medicine. 2013 Apr;56(4):400-9.
- ↑ 7.0 7.1 Shiri R, Viikari-Juntura E. Латеральный и медиальный эпикондилит: роль профессиональных факторов. Best practice & research Clinical rheumatology. 2011 Feb 1;25(1):43-57.
- ↑ Werner RA, Franzblau A, Gell N, Hartigan A, Ebersole M, Armstrong TJ. Прогностические факторы персистирующего тендинита локтевого сустава среди работников автомобильной сборки. Journal of Occupational Rehabilitation. 2005 Sep;15(3):393-400.
- ↑ 9.0 9.1 9.2 9.3 Waugh EJ, Jaglal SB, Davis AM. Использование компьютера, связанное с неблагоприятным долгосрочным прогнозом консервативного лечения латеральной эпикондилалгии. Journal of Orthopaedic & Sports Physical Therapy. 2004 Dec;34(12):770-80.
- ↑ 10.0 10.1 10.2Rempel, D.M., Krause, N., Goldberg, R., Benner, D., Hudes, M. и Goldner, G.U., 2006. Рандомизированное контролируемое исследование, оценивающее влияние двух рабочих станций на боль в верхней части тела и возникновение мышечно-скелетных расстройств у операторов компьютеров. Охрана труда и производственная медицина, 63(5), стр.300-306.
- ↑ 11.0 11.1 11.2 11.3 Marcus M, Gerr F, Monteilh C, Ortiz DJ, Gentry E, Cohen S, Edwards A, Ensor C, Kleinbaum D. Проспективное исследование пользователей компьютеров: II. Факторы риска позы для возникновения симптомов и расстройств мышечно-скелетной системы. Американский журнал производственной медицины. 2002 апр.;41(4):236-49.
- ↑ 12.0 12.1 Kryger AI, Andersen JH, Lassen CF, Brandt LP, Vilstrup I, Overgaard E, Thomsen JF, Mikkelsen S. Является ли использование компьютера профессиональным риском для болей в предплечье; из исследования NUDATA. Охрана труда и производственная медицина. 2003 нов. 1;60(11):e14-.
- ↑ Murphy KP, Giuliani JR, Freedman BA. Управление латеральным эпикондилитом у спортсменов. Операционные методы в спортивной медицине. 2006 апр. 1;14(2):67-74.
- ↑ 14.0 14.1 14.2 Gruchow HW, Pelletier D. Эпидемиологическое исследование теннисного локтя: частота, рецидивы и эффективность стратегий профилактики. Американский журнал спортивной медицины. 1979 июль;7(4):234-8.
- ↑ 15.0 15.1 De Smedt T, de Jong A, Van Leemput W, Lieven D, Van Glabbeek F. Латеральный эпикондилит в теннисе: обновление этиологии, биомеханики и лечения. Британский журнал спортивной медицины. 2007 нояб. 1;41(11):816-9.
- ↑ 16.0 16.1 16.2 Morris M, Jobe FW, Perry J, Pink M, Healy BS. Электромиографический анализ функции локтя у теннисистов. Американский журнал спортивной медицины. 1989 мар.;17(2):241-7.
- ↑ 17.0 17.1 17.2 17.3 17.4 17.5 17.6 17.7 Blackwell JR, Cole KJ. Кинематика запястья различается у экспертов и новичков в теннисе, выполняющих удар с задней стороны: последствия для теннисного локтя. Журнал биомеханики. 1994 май 1;27(5):509-16.
- ↑ Eygendaal D, Rahussen FT, Diercks RL. Биомеханика локтевого сустава у теннисистов и связь с патологией. Британский журнал спортивной медицины. 2007 нояб. 1;41(11):820-3.
- ↑ 19.0 19.1 19.2 19.3 Elliott B. Биомеханика и теннис. Британский журнал спортивной медицины. 2006 май 1;40(5):392-6.
- ↑ 20.0 20.1 20.2 20.3 20.4 20.5 20.6 20.7 20.8 Giangarra CE, Conroy B, Jobe FW, Pink M, Perry J. Электромиографический и кинематографический анализ функции локтя у теннисистов, использующих одно- и двухручные удары с задней стороны. Американский журнал спортивной медицины. 1993 май;21(3):394-9.