Афазия

09.01.2025
32 просмотра

Введение

Афазия — это расстройство речи, вызванное повреждением мозга, как правило, левого полушария, которое ухудшает способность человека эффективно общаться.[1][2][3] Часто возникает в результате инсульта, черепно-мозговой травмы или опухолей мозга.[4]

[5]

Анатомическая значимость

Области мозга, ответственные за язык:

  • Зона Вернике
  • Зона Брока
  • Дугообразный пучок

Зона Вернике расположена в височной доле и отвечает за обработку визуальной и аудиальной информации. Это центр для понимания и планирования слов. С другой стороны, зона Брока расположена в лобной доле мозга. Она отвечает за моторное выполнение речи и образование предложений. Между тем дугообразный пучок является нейронной связью между обоими областями[6].

Симптомы афазии

Люди, страдающие от афазии, испытывают трудности с чтением, слушанием, говорением, печатью или письмом, что затрудняет их понимание языка.

Говорение чаще всего страдает, и человек с афазией сталкивается с трудностями в выборе правильного слова для произнесения. Они либо неправильно произносят слово, либо не могут подобрать правильные слова для формирования предложения.  

Афазия может возникать сама по себе или в сочетании с другими расстройствами, такими как проблемы со зрением, нарушением подвижности, слабостью конечностей, а также проблемы с памятью или мыслительными способностями.

Пациент говорит короткими или неполными предложениями, которые не имеют смысла, или использует неузнаваемые слова, так как испытывает трудности с поиском нужных слов.

Пациенты не понимают разговоры других людей. Также они не понимают, что читают, и при письме их предложения не имеют смысла.

Важный момент, о котором следует помнить: афазия влияет на способность человека общаться, а не на его интеллект.[1][7]

Причины афазии

Афазия может возникать из-за ряда повреждений мозга и состояний, таких как:[1][7]

  • Инсульт
  • Черепно-мозговая травма
  • Сильные удары по голове
  • Опухоли мозга
  • Огнестрельные ранения
  • Инфекции мозга
  • Болезнь Альцгеймера[8]
  • Фронтотемпоральная дегенерация долей
  • Сосудистая деменция
  • Болезнь Пика

Типы афазии

Афазия может быть классифицирована как текучая или нетекучая.[9]

  1. Нетекучая афазия включает:
    • Брока
    • Транскортикальную моторную
    • Смешанную транскортикальную
    • Глобальную
  2. Текучие типы афазии:
    • Вернике
    • Транскортикальную сенсорную
    • Кондукционную
    • Аномическую[10]

Наиболее распространенные типы афазии включают:

  • Афазия Брока.
    • Возникает из-за повреждения лобной доли.
    • Пациенты могут понимать, что им говорят, знают, какой ответ дать, но часто отвечают короткими фразами с большим усилием.
    • Пациенты могут испытывать разочарование из-за трудностей в четком общении, что иногда приводит к депрессии.
    • Часто выявляется с правосторонним гемипарезом/гемиплегией, так как лобная доля также важна для моторных движений.
    • Также известна как экспрессивная афазия.
  • Афазия Вернике
    • Возникает из-за повреждения области Бродмана 22 височной доли, также известной как зона Вернике.
    • Характеризуется тем, что пациенты составляют и произносят длинные, полные предложения, не имеющие смысла. Они могут даже создавать несуществующие новые слова для выражения своих мыслей.
    • Испытывают трудности в понимании речи.
    • Эти пациенты часто не осознают своих речевых ошибок.
    • Также известна как рецептивная афазия.
  • Глобальная афазия
    • Может иметь трудности с пониманием простых слов и предложений.
    • Может быть ограничена в способности говорить и понимать язык.[8]

Другие формы афазии:[10]

  • Кондукционная афазия вызвана поражением дугообразного пучка. Пациенты с этим типом афазии испытывают трудности с повторением слов, сказанных им, или не могут их повторить. Они осознают свои ошибки и стараются их исправить.
  • Транскортикальная сенсорная афазия вызывается поражениями вокруг, но не затрагивающими зону Вернике. Пациенты могут свободно повторять речь, но испытывают трудности со пониманием.
  • Транскортикальная моторная афазия возникает из-за поражений вокруг, но не затрагивающих зону Брока. Пациенты имеют склонность оставаться молчаливыми и могут повторять один-два слова. Они также могут повторять длинные сложные фразы, хотя их речь может быть не беглой.
  • Смешанная транскортикальная афазия возникает из-за поражений вокруг языковых областей мозга, но не затрагивающих их. Пациенты в этой категории имеют серьезные нарушения речи и понимания, но могут повторять длинные, сложные предложения.
  • Аномия — самая легкая форма афазии и возникает из-за повреждения угловой извилины. Характеризуется трудностями в подборе слов.

Диагностика афазии

  • Согласно NHS, диагностика афазии может быть проведена врачом — либо логопедом, либо врачом.
  • Диагноз может быть поставлен с помощью простого упражнения, где пациенту предлагается назвать предметы в комнате, повторить слова и предложения, а также читать и писать. Цель тестов — понять способность человека понимать простую речь и грамматику, а также выражать слова, фразы и предложения. Также проверяются способности пациента к коммуникации, чтению и письму.
  • Для постановки диагноза могут использоваться и методы визуализации, такие как компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ), позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ).[1][7][8][9]

Дифференциальные диагнозы

  • Дисфония
  • Дизартрия
  • Когнитивное расстройство общения
  • Измененное психическое состояние из-за энцефалопатии или делирия[10]
  • Апраксия речи
  • Глухота[11]

Лечение афазии

  • Восстановление языковых навыков обычно является медленным процессом, хотя при минимальном повреждении мозга возможно восстановление языковых навыков без лечения. Хотя большинство людей достигает значительного прогресса, немногим удается вернуть уровень общения, существовавший до травмы.
  • Большинство людей проходят логопедическую и языковую терапию для восстановления своих языковых навыков и улучшения общения. Вероятность выздоровления хуже у людей с афазией, связанной с прогрессирующими неврологическими состояниями.
  • Логопедическая и языковая терапия полезна для пациентов с афазией; однако ни одно лечение не доказано как наиболее выгодное, оно в основном направлено на улучшение способности к общению. Это помогает восстанавливать как можно больше языковых навыков, учить компенсировать утраченные языковые навыки и находить другие методы общения. Логопедическая и языковая терапия наиболее эффективна, когда начинается вскоре после травмы мозга. Это может включать использование компьютеров, и компьютерно-ассистированная терапия особенно полезна для повторного изучения слов.
  • Пример техники логопедической и языковой терапии: Цель этих заданий — улучшить способность пациентов запоминать значения слов и связывать их с другими словами. Если у пациента трудности с выражением своих мыслей, пациента просят практиковаться в назывании картинок или оценивании, рифмуются ли определенные слова или имеют одинаковое или противоположное значение. Пациента также просят повторять слова, которые он говорит, с подсказками, если это необходимо. Если пациент способен выполнять задания с отдельными словами, терапевт будет работать над способностью пациента строить предложения, затем переходя к кратким абзацам.
  • Терапевт пациента также помогает развивать альтернативы разговору, такие как использование жестов, письмо, рисование или таблицы общения.
  • Многообещающие стратегии для уменьшения постоянных языковых дефицитов, например, фармакологические агенты, например, лекарства, известные улучшением кровотока в мозге и усилением способности мозга к восстановлению за счет помощи в воспроизводстве истощенных нейромедиаторов; изучаются как лечение афазии. Но необходимо больше исследований, прежде чем такие методы лечения могут быть рекомендованы.[12]
  • Другие методы лечения включают стимуляцию мозга, которая изучается и находится в процессе исследования как лечение афазии. Исследования показали, что это может помочь улучшить способность пациентов называть вещи. Однако долгосрочные исследования еще не проводились.
  • Участие семьи является важнейшим компонентом лечения афазии, и членов семьи поощряют участвовать в сеансах терапии, упрощать язык, уточнять значение, если необходимо, минимизировать отвлекающие факторы, такие как громкое радио или телевизор, насколько это возможно во время разговора; семью также просят вовлекать пациента в разговоры и спрашивать его мнение по семейным вопросам; членов семьи просят избегать исправления речи пациента и давать пациенту достаточно времени для высказывания. Также важно помогать пациенту вовлекаться в жизнь за пределами дома и искать группы поддержки.[1][8][9][11]

Актуальность для физиотерапии

Физиотерапевты занимаются пациентами с неврологическими расстройствами, которые могут и часто приводят к афазии. Важно знать о состоянии и типах, чтобы помочь с соответствующей направленностью, если/когда это обнаружит физиотерапевт в процессе ухода за пациентом, а также оптимизировать взаимодействие с пациентами.

Оценка результатов при афазии

Список литературы

  1. 1.0 1.1 1.2 1.3 1.4 NHS choices. NHS; 2021 23 марта. Доступно по адресу: https://www.nhs.uk/conditions/aphasia/
  2. Damasio AR. Aphasia. New England Journal of Medicine. 1992 20 фев;326(8):531-9.
  3. Berthier ML. Poststroke aphasia. Drugs & aging. 2005 фев;22(2):163-82.
  4. Tilton-Bolowsky VE, Hillis AE. Обзор восстановления и лечения постинсультной афазии. Physical Medicine and Rehabilitation Clinics. 2024 1 мая;35(2):419-31.
  5. TED-Ed. Aphasia: The disorder that makes you lose your words - Susan Wortman-Jutt. Доступно по адресу: http://www.youtu.be/-GsVhbmecJA [последний доступ 29/7/2021]
  6. Ochfeld E, Newhart M, Molitoris J, Leigh R, Cloutman L, Davis C, Crinion J, Hillis AE. Ишемия в области Брока ассоциирована с афазией Брока более надежно при остром инсульте, чем при хроническом. Stroke. 2010 1 фев;41(2):325-30.
  7. 7.0 7.1 7.2 Aphasia . Johns Hopkins Medicine. Доступно по адресу: https://www.hopkinsmedicine.org/health/conditions-and-diseases/aphasia
  8. 8.0 8.1 8.2 8.3 National Institute on Deafness and Other Communication Disorders, Aphasia. Доступно по адресу: https://www.nidcd.nih.gov/health/aphasia (доступ 28 июля, 2021)
  9. 9.0 9.1 9.2 Афазия. NIH. Доступно по адресу https://www.nidcd.nih.gov/health/aphasia [последний доступ 11/11/2021]
  10. 10.0 10.1 10.2 Le H, Lui MY. Афазия. StatPearls [Интернет]. 2021 13 июн.
  11. 11.0 11.1 Le H, Lui MY. Афазия. В InStatPearls. 2021 13 июн. StatPearls Publishing.
  12. Wortman-Jutt S, Edwards. Реабилитация при постинсультной афазии: почему только разговоры и никакого действия? Neurorehabilitation and Neural Repair. 2019 22 марта;33(4):235–44.‌
  13. Murphy D, Hourston J, Freeman E, Hawker N, Morris-Haynes R. Оценка валидности шкалы настроения и тревожности, адаптированной для пациентов с афазией после инсульта. Aphasiology. 2024 2 июн:1-4.
  14. Lincoln NB, Sutcliffe LM, Unsworth G. Валидация опросника депрессии при афазии после инсульта (SADQ) для использования с пациентами в больнице. Clin Neuropsychol Assess. 2000;1:88-96.
  15. Linley‐Adams B, Morris R, Kneebone I. Масштаб поведенческих результатов при тревожности (BOA): предварительная валидация у выживших после инсульта. British journal of clinical psychology. 2014 ноя;53(4):451-67.

Вопросы и комментарии