Введение
Дети с физическими ограничениями могут испытывать трудности с поддержанием их положения в сидячем состоянии в течение школьного дня. Усилия по поддержанию их положения отвлекают их внимание от обучения. Дети с легкими двигательными нарушениями могут демонстрировать чрезмерные движения в и вокруг своего места. Дети с серьезными двигательными нарушениями могут испытывать трудности с управлением компонентами своего тела, что может повлиять на контроль головы и туловища и положение их конечностей.[1]
Одним из часто используемых вмешательств для улучшения стабильности головы и туловища у детей с физическими ограничениями является адаптивное сиденье.[2][3] Использование адаптивного сиденья может помочь развить моторные навыки, облегчить подвижность руки и кисти, самопитание, визуальный осмотр и отслеживание и уменьшить необходимость в помощи со стороны попечителей.[3] Исследования показали, что лица, использующие адаптивные сиденья, часто имеют положительный опыт, включая улучшение выполнения повседневных деятельностей и социального взаимодействия.[4]
Поведение
У детей с легкими ограничениями могут возникать проблемы со зрением, усталостью или мышечным тонусом. Некоторые наблюдаемые поведения, которые могут указывать на необходимость в адаптивном сиденье, включают:[1]
- Падение с кресла
- Выход и посадка в кресло сверх допустимого / приемлемого
- Частая смена позиций
- Оборачивание ног вокруг ножек стула
- Сутулость над партой
- Опирание на парту
- Держание головы на руке
** Дети с серьезными ограничениями часто имеют более одного устройства для сиденья или позиционирования, такого как стойка, инвалидная коляска и/или ходунки.[1]
Позиционирование
Физиотерапевты и эрготерапевты могут участвовать в рекомендациях по адаптивному сиденью, чтобы способствовать функциональному позиционированию, улучшить выполнение манипулятивных навыков и повысить комфорт при сидении.[2] Необходима тщательная оценка осанки с учетом таза, туловища, головы и конечностей, чтобы определить оптимальное размещение. Традиционные рекомендации по сиденью включают следующее:
- Стопы упираются в пол
- Голеностопные суставы согнуты на 90 градусов
- Колени согнуты на 90 градусов
- Бедра согнуты на 90 градусов
- Бедра хорошо вставлены в кресло[1]
- Обе руки удобно покоятся на парте, не вызывая подъема/вздергивания плеч
** Подгонка считается подходящей, если ребенок сидит в кресле в пределах этих параметров.[1]
Оценка
SATCO (Сегментарная оценка контроля туловища) и PPAS (Шкала осанки и постуральной способности) — это два бесплатных теста, используемых для выбора и внедрения адаптивного оборудования.[5]
SATCO предназначен для тестирования степени контроля туловища. Экзаменатор постепенно изменяет уровень поддержки туловища, переходя от полностью поддерживаемого сидения к свободному сидению. Он оценивает проксимальный контроль от головы до поясничного отдела позвоночника, измеряет статический контроль, активный/предвосхитительный контроль и реактивный контроль. Эта оценка позволяет клиницисту определить на каком уровне возникают проблемы с контролем туловища и позволяет использовать "уровень-по-уровню" подход в лечении.[6] Получить больше информации о SATCO можно в этой статье: Усовершенствование, надежность и валидность сегментарной оценки контроля туловища[6]
Шкала осанки и постуральной способности (PPAS) оценивает количество и качество осанки в положении лежа на спине, на животе, сидя и стоя. 'Количество' — это способность человека стабилизировать сегменты его тела относительно друг друга/опорной поверхности, а 'качество' — это выравнивание сегментов тела.[7] Таким образом, эта шкала позволяет отдельно оценивать осанку и постуральную способность. Больше информации о PPAS доступно в этой статье: Психометрическая оценка шкалы осанки и постуральной способности для детей с церебральным параличом[7]
Стабилизаторы
- Нескользящие поверхности: применяются к сиденью стула, чтобы предотвратить скольжение
- Терабанд: натянутый между ножками стула, позволяет ученикам стабилизировать ноги, а не оборачивать их вокруг стула
- Подушки для сиденья: могут быть гладкими или выпуклыми и/или надуваться до разного уровня; могут предоставлять сенсорный ввод[2]
- Поддержка для ног: поднимает ноги ученика, чтобы предотвратить их свисание; можно использовать деревянную коробку или картон
- Модификации стола: измените угол наклона поверхности для письма; помогает при низком тонусе, аномальных рефлексах или плохих паттернах хвата — сила хвата может быть улучшена, когда запястье находится в экстензии (трехкольцевый переплет, перевернутый боком, или наклонная доска могут помочь достичь этого положения)
- Стул с подлокотниками: помогает с боковой поддержкой и создает ограниченные пространства
- Дополнительные стабилизаторы включают: свернутые полотенца, блоки, подушки и болстеры - все они могут обеспечивать поддержание позиции[1]
Усилители движения
- Подушка для сиденья: дисковые подушки с нескользящей поверхностью. Количество воздуха в подушке обеспечивает различные степени движения, что может помочь ребенку оставаться бодрым.[1] Они также предоставляют сенсорный ввод.[1][2]
- Модификации ножек стула: теннисные мячи размещаются на противоположных ножках стула, чтобы создать безопасное качающееся движение (в отличие от наклона стула на две ножки).[1]
Альтернативные стулья
- Т-образный табурет: деревянный табурет на одной ножке, изготовленный в форме "Т". Он может помочь с вовлеченностью, фокусировкой, балансом и перцептивно-моторными навыками.[1][5]
- Кресло-мешок: хорошо подходит для задач слушания и тихого чтения. Оно полезно для учеников с проблемами усталости,[1] и может помочь снизить гиперактивность у детей с аутизмом.[5]
- Мяч-стулья: помогают увеличить внимание у учеников, которым трудно концентрироваться. Они могут улучшить вестибулярное и проприоцептивное чувство.[1][2]
Другие варианты сидений
-
угловой стул
-
болстер стул
-
сенсорная подушка
-
швейцарский стул с мячом
-
адаптивные качели
- Адаптивные качели на детской площадке
- Подъемники для кресел для входа в бассейны
- Адаптивные сиденья для велосипеда
- Коляски - это как инвалидные коляски, но они легко складываются и легче весят
- Сиденья для туалета и душа
- Сиденья для кормления
- Сиденья для активности
- Седловые сиденья: помогают поддерживать сгибание бедра - они полезны для людей с ригидностью в ногах
- Угловые стулья: полезны для людей, которым требуется больше поддержки - они помогают с визуальным сканированием, дыханием, приемом пищи и подвижностью рук и идеально подходят для детей, которым не хватает контроля позиции головы, шеи или туловища.[5]
- Примеры недорогих адаптивных решений для сиденья для детей с церебральным параличом
- Инструкции по изготовлению адаптированного стула из картона
Инвалидные коляски
Адаптивные опции сидений для инвалидных колясок включают подушки, электропривод наклона, наклона спинки, подъемы для ног, подъемные сидения и поддерживающие конструкции для спины/туловища. Эти регулируемые функции могут помочь решить ряд проблем, включая:
- Постуральная коррекция
- Постуральный контроль
- Пересадки
- Контрактуры
- Функции
- Ортопедические деформации
- Отек
- Освобождение от давления
- Комфорт
- Динамическое движение
- Другие биомеханические проблемы[1]
- Кормление
- Одежда
- Социализация
- Участие в учебной среде
- Участие в играх
Еще одной адаптацией является позиционирование оставшейся конечности, чтобы избежать контрактур колена.
Ссылки
- ↑ 1.00 1.01 1.02 1.03 1.04 1.05 1.06 1.07 1.08 1.09 1.10 1.11 1.12 Gierach J. Оценка нужд студентов в вспомогательных технологиях (ASNAT). Мэдисон, Висконсин: Инициатива вспомогательной технологии Висконсина (WATI) и Департамент общественного образования Висконсина (DPI). Июнь 2009 г.
- ↑ 2.0 2.1 2.2 2.3 2.4 Elsayed AM, Salem EE, Eldin SM, Abbass ME. Эффект использования адаптивного оборудования сидений на захват и зрительно-моторную интеграцию у детей с гемипаретическим церебральным параличом: рандомизированное контролируемое испытание. Бюллетень факультета физиотерапии. Декабрь 2021 г.;26(1):1-8.
- ↑ 3.0 3.1 Inthachom R, Prasertsukdee S, Ryan SE, Kaewkungwal J, Limpaninlachat S. Оценка многомерных эффектов адаптивных вмешательств сидений для маленьких детей с неамбулаторным церебральным параличом. Инвалидность и реабилитация: вспомогательные технологии. 3 октября 2021 г.;16(7):780-8.
- ↑ CPFamilyNetwork.org 2009. Доступно на https://cpfamilynetwork.org/resources/blog/adaptive-seating-devices-for-children-with-cp/
- ↑ 5.0 5.1 5.2 5.3 Mather D. Курс по адаптивным сиденьям. Плюс. 2023 г.
- ↑ 6.0 6.1 Butler P, Saavedra MS, Sofranac MM, Jarvis MS, Woollacott M. Уточнение, надежность и валидность сегментарной оценки контроля туловища (SATCo). Педиатрическая физиотерапия: официальная публикация секции педиатрии Американской ассоциации физиотерапии. 2010;22(3):246.
- ↑ 7.0 7.1 Rodby-Bousquet E, Persson-Bunke M, Czuba T. Психометрическая оценка шкалы позы и постуральных способностей для детей с церебральным параличом. Клиническая реабилитация. Июль 2016 г.;30(7):697-704.
```