Адаптивное положение сидя для детей

02.11.2024
36 просмотров

Введение

Дети с физическими ограничениями могут испытывать трудности с поддержанием их положения в сидячем состоянии в течение школьного дня. Усилия по поддержанию их положения отвлекают их внимание от обучения. Дети с легкими двигательными нарушениями могут демонстрировать чрезмерные движения в и вокруг своего места. Дети с серьезными двигательными нарушениями могут испытывать трудности с управлением компонентами своего тела, что может повлиять на контроль головы и туловища и положение их конечностей.[1]

Одним из часто используемых вмешательств для улучшения стабильности головы и туловища у детей с физическими ограничениями является адаптивное сиденье.[2][3] Использование адаптивного сиденья может помочь развить моторные навыки, облегчить подвижность руки и кисти, самопитание, визуальный осмотр и отслеживание и уменьшить необходимость в помощи со стороны попечителей.[3] Исследования показали, что лица, использующие адаптивные сиденья, часто имеют положительный опыт, включая улучшение выполнения повседневных деятельностей и социального взаимодействия.[4]

Поведение

У детей с легкими ограничениями могут возникать проблемы со зрением, усталостью или мышечным тонусом. Некоторые наблюдаемые поведения, которые могут указывать на необходимость в адаптивном сиденье, включают:[1]

  • Падение с кресла
  • Выход и посадка в кресло сверх допустимого / приемлемого
  • Частая смена позиций
  • Оборачивание ног вокруг ножек стула
  • Сутулость над партой
  • Опирание на парту
  • Держание головы на руке


** Дети с серьезными ограничениями часто имеют более одного устройства для сиденья или позиционирования, такого как стойка, инвалидная коляска и/или ходунки.[1]

Позиционирование

Физиотерапевты и эрготерапевты могут участвовать в рекомендациях по адаптивному сиденью, чтобы способствовать функциональному позиционированию, улучшить выполнение манипулятивных навыков и повысить комфорт при сидении.[2] Необходима тщательная оценка осанки с учетом таза, туловища, головы и конечностей, чтобы определить оптимальное размещение. Традиционные рекомендации по сиденью включают следующее:

  • Стопы упираются в пол
  • Голеностопные суставы согнуты на 90 градусов
  • Колени согнуты на 90 градусов
  • Бедра согнуты на 90 градусов
  • Бедра хорошо вставлены в кресло[1]
  • Обе руки удобно покоятся на парте, не вызывая подъема/вздергивания плеч


** Подгонка считается подходящей, если ребенок сидит в кресле в пределах этих параметров.[1]

Оценка

SATCO (Сегментарная оценка контроля туловища) и PPAS (Шкала осанки и постуральной способности) — это два бесплатных теста, используемых для выбора и внедрения адаптивного оборудования.[5]

SATCO предназначен для тестирования степени контроля туловища. Экзаменатор постепенно изменяет уровень поддержки туловища, переходя от полностью поддерживаемого сидения к свободному сидению. Он оценивает проксимальный контроль от головы до поясничного отдела позвоночника, измеряет статический контроль, активный/предвосхитительный контроль и реактивный контроль. Эта оценка позволяет клиницисту определить на каком уровне возникают проблемы с контролем туловища и позволяет использовать "уровень-по-уровню" подход в лечении.[6] Получить больше информации о SATCO можно в этой статье: Усовершенствование, надежность и валидность сегментарной оценки контроля туловища[6]

Шкала осанки и постуральной способности (PPAS) оценивает количество и качество осанки в положении лежа на спине, на животе, сидя и стоя. 'Количество' — это способность человека стабилизировать сегменты его тела относительно друг друга/опорной поверхности, а 'качество' — это выравнивание сегментов тела.[7] Таким образом, эта шкала позволяет отдельно оценивать осанку и постуральную способность. Больше информации о PPAS доступно в этой статье: Психометрическая оценка шкалы осанки и постуральной способности для детей с церебральным параличом[7]

Стабилизаторы

  1. Нескользящие поверхности: применяются к сиденью стула, чтобы предотвратить скольжение
  2. Терабанд: натянутый между ножками стула, позволяет ученикам стабилизировать ноги, а не оборачивать их вокруг стула
  3. Подушки для сиденья: могут быть гладкими или выпуклыми и/или надуваться до разного уровня; могут предоставлять сенсорный ввод[2]
  4. Поддержка для ног: поднимает ноги ученика, чтобы предотвратить их свисание; можно использовать деревянную коробку или картон
  5. Модификации стола: измените угол наклона поверхности для письма; помогает при низком тонусе, аномальных рефлексах или плохих паттернах хвата — сила хвата может быть улучшена, когда запястье находится в экстензии (трехкольцевый переплет, перевернутый боком, или наклонная доска могут помочь достичь этого положения)
  6. Стул с подлокотниками: помогает с боковой поддержкой и создает ограниченные пространства
  7. Дополнительные стабилизаторы включают: свернутые полотенца, блоки, подушки и болстеры - все они могут обеспечивать поддержание позиции[1]

Усилители движения

  1. Подушка для сиденья: дисковые подушки с нескользящей поверхностью. Количество воздуха в подушке обеспечивает различные степени движения, что может помочь ребенку оставаться бодрым.[1] Они также предоставляют сенсорный ввод.[1][2]
  2. Модификации ножек стула: теннисные мячи размещаются на противоположных ножках стула, чтобы создать безопасное качающееся движение (в отличие от наклона стула на две ножки).[1]

Альтернативные стулья

  1. Т-образный табурет: деревянный табурет на одной ножке, изготовленный в форме "Т". Он может помочь с вовлеченностью, фокусировкой, балансом и перцептивно-моторными навыками.[1][5]
  2. Кресло-мешок: хорошо подходит для задач слушания и тихого чтения. Оно полезно для учеников с проблемами усталости,[1] и может помочь снизить гиперактивность у детей с аутизмом.[5]
  3. Мяч-стулья: помогают увеличить внимание у учеников, которым трудно концентрироваться. Они могут улучшить вестибулярное и проприоцептивное чувство.[1][2]

Другие варианты сидений

  • Адаптивные качели на детской площадке

Инвалидные коляски

Адаптивные опции сидений для инвалидных колясок включают подушки, электропривод наклона, наклона спинки, подъемы для ног, подъемные сидения и поддерживающие конструкции для спины/туловища. Эти регулируемые функции могут помочь решить ряд проблем, включая:

  • Постуральная коррекция
  • Постуральный контроль
  • Пересадки
  • Контрактуры
  • Функции
  • Ортопедические деформации
  • Отек
  • Освобождение от давления
  • Комфорт
  • Динамическое движение
  • Другие биомеханические проблемы[1]
  • Кормление
  • Одежда
  • Социализация
  • Участие в учебной среде
  • Участие в играх

Еще одной адаптацией является позиционирование оставшейся конечности, чтобы избежать контрактур колена.

Ссылки

  1. 1.00 1.01 1.02 1.03 1.04 1.05 1.06 1.07 1.08 1.09 1.10 1.11 1.12 Gierach J. Оценка нужд студентов в вспомогательных технологиях (ASNAT). Мэдисон, Висконсин: Инициатива вспомогательной технологии Висконсина (WATI) и Департамент общественного образования Висконсина (DPI). Июнь 2009 г.
  2. 2.0 2.1 2.2 2.3 2.4 Elsayed AM, Salem EE, Eldin SM, Abbass ME. Эффект использования адаптивного оборудования сидений на захват и зрительно-моторную интеграцию у детей с гемипаретическим церебральным параличом: рандомизированное контролируемое испытание. Бюллетень факультета физиотерапии. Декабрь 2021 г.;26(1):1-8.
  3. 3.0 3.1 Inthachom R, Prasertsukdee S, Ryan SE, Kaewkungwal J, Limpaninlachat S. Оценка многомерных эффектов адаптивных вмешательств сидений для маленьких детей с неамбулаторным церебральным параличом. Инвалидность и реабилитация: вспомогательные технологии. 3 октября 2021 г.;16(7):780-8.
  4. CPFamilyNetwork.org 2009. Доступно на https://cpfamilynetwork.org/resources/blog/adaptive-seating-devices-for-children-with-cp/
  5. 5.0 5.1 5.2 5.3 Mather D. Курс по адаптивным сиденьям. Плюс. 2023 г.
  6. 6.0 6.1 Butler P, Saavedra MS, Sofranac MM, Jarvis MS, Woollacott M. Уточнение, надежность и валидность сегментарной оценки контроля туловища (SATCo). Педиатрическая физиотерапия: официальная публикация секции педиатрии Американской ассоциации физиотерапии. 2010;22(3):246.
  7. 7.0 7.1 Rodby-Bousquet E, Persson-Bunke M, Czuba T. Психометрическая оценка шкалы позы и постуральных способностей для детей с церебральным параличом. Клиническая реабилитация. Июль 2016 г.;30(7):697-704.

```

Вопросы и комментарии